МСОО  "МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ИНИЦИАТИВ". Россия. Москва. Год основания 1990. mcrsi@yandex.ru

Парламентские слушания в Государственной думе РФ 19.02.2009 года «О ПРИЧИНАХ И ПОСЛЕДСТВИЯХ «АФГАНСКОГО НАРКОТРАФИКА»» ДЛЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Парламентские слушания в Государственной думе РФ 19.02.2009 года «О ПРИЧИНАХ И ПОСЛЕДСТВИЯХ «АФГАНСКОГО НАРКОТРАФИКА»» ДЛЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Выступление Председателя Государственной думы Бориса Грызлова на парламентских слушаниях «О причинах и последствиях «афганского наркотрафика» для Российской Федерации, законодательных и иных мерах по защите общества от наркоагрессии».

Сегодня мы проводим парламентские слушания, посвященные тяжелейшей проблеме: наркоагрессии против России. Именно так можно сформулировать эту проблему. Это, конечно, не первое думское мероприятие, посвященное данной теме. Но это первые слушания, которое проходят с таким высоким представительством со стороны Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков. И сегодня ее представляет ее директор, Виктор Петрович Иванов. 

Я хочу подчеркнуть, что считаю это принципиально важным. Наркоторговля – это страшная беда для всего мира. Естественно, и для России – в том числе. Уже сейчас число наркоманов, зарегистрированных в России, превышает полмиллиона. Реальное же их число, с учетом латентности этой ситуации, по оценкам экспертов, может быть примерно в 5 раз больше.У этой проблемы нет простых решений. Ее нельзя победить каким-то одним рецептом: ни уговорами, ни репрессиями, ни пограничниками с собаками, ни даже новыми технологиями. Безусловно, нужны усилия всего общества. Нужна работа законодателей, касающаяся совершенствования нормативной базы. Нужна современная медицина, работа врачей. Нужны – в не меньшей степени – усилия гражданского общества. Это могут быть и специализированные благотворительные организации, это может быть, например, культовый рок-певец, который в своей песне довел бы эти мысли до массы нашей молодежи. Хочу сказать, что, конечно, нужны усилия правоохранительных органов. Повторюсь: сложность проблемы, масштабы беды таковы, что лишних усилий и лишних направлений здесь нет.

Проблема незаконного оборота наркотиков отнесена Концепцией национальной безопасности Российской Федерации к числу угроз и вызовов, которые требуют системного противодействия со стороны государства, мобилизации институтов гражданского общества и тесного международного сотрудничества. Осознание масштаба наркотической угрозы на концептуальном уровне  побудило руководство страны  принять комплекс мер, направленных на профилактику, пресечение и преодоление последствий  наркоагрессии, развернутой против России.

Для борьбы с этим злом были созданы в свое время Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков и Государственный антинаркотический комитет. Дальнейшее совершенствование в последние годы получила отечественная антинаркотическая законодательная база. Российская Федерация уделяет первостепенное внимание наращиванию продуктивного международного взаимодействия в этой области. Постепенно повышаются объёмы финансирования антинаркотической деятельности. У нас есть Федеральная целевая программа «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005 – 2009 годы». Так, в текущем году они запланированы на уровне 663 млн. рублей. Это больше, чем в предыдущие годы. С момента своего образования в марте 2003 года Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков наладила тесное взаимодействие с другими правоохранительными органами и сосредоточила усилия на противодействии организованной наркопреступности как наиболее опасной части наркотического криминалитета. При этом наиболее значимые результаты достигнуты именно органами наркоконтроля, которыми в 2008 году выявлено 72,1 процента наркопреступлений, совершенных организованной группой, и 84,5 процента наркопреступлений, совершенных преступным сообществом или преступной организацией. Только в истекшем году в Российской Федерации правоохранительными органами из незаконного оборота изъято более 38 тонн наркотических средств, в том числе 3,5 тонны героина. Масштаб угрозы становится понятным из того факта, что – мы можем привести пример – 100 грамм героина достаточно для приготовления около 20 тысяч разовых доз. Говоря об истоках наркоугрозы, с которой сталкивается Российская Федерация, приходится констатировать, что международная наркомафия в полной мере воспользовалась ситуацией, сложившейся после распада Советского Союза, организовав на просторах России интенсивно действующий рынок сбыта наркотиков. Как результат мы сегодня имеем весьма тревожную картину: с 1990 года уровень потребления наркотиков в нашей стране вырос почти в десять раз и в среднем в восемь раз превышает соответствующие показатели государств Европейского союза. Я это оцениваю, как объявленную против России нарковойну. Специфика российской наркомафии заключается в том, что почти 90 процентов наркозависимых и наркобольных употребляют афганский героин. А поскольку основным способом употребления опиатов является внутривенная инъекция, рост наркомании одновременно породил и эпидемиологический скачок ВИЧ-инфицированных и больных гепатитом. При этом основная часть наркобольных – это возрастная категория до 40 лет. Таким образом, афганский героин стал реальной угрозой для жизни и здоровья населения России, серьёзным фактором ухудшения демографической ситуации и ударом по генофонду нации. Важнейшей составляющей механизма формирования международного наркотрафика, фактором стремительного ухудшения наркоситуации в Российской Федерации является обостряющийся очаг геополитической напряженности в Центральной Азии, доминантой которой выступает военно-политическая обстановка в Афганистане и вокруг него. Именно её особенности трансформировали экономику этой страны в гигантскую наркофабрику и, если называть вещи своими именами, превратили Афганистан в наркогосударство. Бурный рост производства наркотиков в этой центрально-азиатской стране пришелся как раз на период нахождения там военных контингентов США и НАТО. Именно в это время Афганистан стал абсолютным мировым лидером по производству опиатов и поднялся на второе место в мире после Марокко по производству марихуаны и гашиша. В этих обстоятельствах логично возникает вопрос, насколько эффективна антинаркотическая стратегия Запада в Афганистане, если мы вообще можем говорить об эффективности этой стратегии. Ведь именно борьба с наркотрафиком была одним из аргументов Администрации президента США Джорджа Буша-младшего в пользу ввода американских войск и проведения военной операции в этой стране. Я здесь воздержусь от комментариев, ограничившись одной цитатой: «Чего стоят усилия международной коалиции в рамках борьбы с наркотрафиком? Они нулевые, на самом деле, и даже, пожалуй, отрицательные, потому что объем производимого героина только растет». Эти слова Председателя партии «Единая Россия» Владимира Путина полностью относятся к Афганистану, и здесь, по-моему, даже нечего добавить. Хочу подчеркнуть: наша страна искренне стремится внести свой вклад в дело борьбы с «афганским наркотрафиком», в частности, совместно с союзниками по Организации Договора о коллективной безопасности осуществляет операцию «Канал», выдвинула инициативу о дополнении «поясов антинаркотической безопасности» вокруг Афганистана «поясами финансовой безопасности», конструктивно взаимодействует с западными партнерами в части транспортировки невоенных грузов через свою территорию, предлагает наладить взаимодействие ОДКБ и Шанхайской организации сотрудничества с НАТО. Представляется целесообразным в интересах международного антинаркотического сотрудничества активно задействовать парламентские структуры ОДКБ и НАТО. К сожалению, до сих пор наши западные партнеры односторонне реагировали на предложения России, принимая лишь то, что отвечает их геополитическим и иным целям в регионе. Как известно, новая Администрация США заявила урегулирование в Афганистане в качестве одного из своих внешнеполитических приоритетов и при этом направляет позитивные сигналы России о «перезагрузке» российско-американских отношений. Хотелось бы надеяться, что заявленные новые подходы Президента США Барака Обамы возобладают и на афганском направлении внешней политики Соединенных Штатов в интересах достижения скорейшего решения проблемы «афганского наркотрафика».Объективное положение дел ставит в повестку дня вопрос о том, каковы должны быть действия России, чтобы защититься от наркоагрессии, исходящей с территории Афганистана. На этот вопрос предстоит сегодня ответить с участием авторитетных специалистов, находящихся в этом зале, сначала в открытом, а затем в закрытом режиме. «Афганский наркотрафик» – это вызов России, а эффективное парирование этого вызова – одна из ключевых задач по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации на современном этапе. Полностью весь материал с фото смотрите на О причинах и последствиях "Афганского наркотрафика" для России . 

Конструктор сайтов - uCoz