ПОТЕРИ РОССИИ ОТ НАРКОТИКОВ
Ежегодно наркотики уносят 30 тыс. молодых жизней
Директор ФСКН РФ призывает к решительным мерам, чтобы предотвратить надвигающуюся катастрофу
Проблема борьбы с незаконным распространением и оборотом наркотиков и сильнодействующих средств обсуждалась на очередном заседании Государственного антинаркотического комитета. Участники совещания обсудили и приняли за основу Концепцию государственной антинаркотической политики Российской Федерации. С докладом о наркоситуации в России и проекте новой Концепции антинаркотической политики выступил председатель Государственного антинаркотического комитета, директор ФСКН России Виктор Иванов.
80 смертей в сутки
Со времени принятия в 1993 году Концепции государственной политики по контролю за наркотиками в РФ и в нашей стране, и во всем мире произошло серьезное ухудшение наркоситуации. Возникли новые очаги опасности, для отпора которым требуются иные подходы и формы работы. Вместе с тем благодаря усилиям медиков, ученых, работников специальных служб наработан уникальный опыт борьбы с этим страшным злом. Распространение наркотиков в нашей стране превратилось в острейшую проблему, стало фактором подрыва демографического, социально-экономического и оборонного потенциала. Наркомания приводит к деградации людей, сокращению численности населения, снижению потенциала развития и конкурентоспособности страны. Ежегодно наркотики уносят 30 тысяч молодых жизней. Более 80 человек в сутки. Армия наркоманов насчитывает от 2 до 2,5 миллиона человек. Увы, это люди в расцвете сил – преимущественно в возрасте 18–39 лет (средний возраст умирающего наркомана – 28 лет), и каждый год их ряды пополняются 80 тысячами новобранцев. По доле населения, вовлеченного в злоупотребление опиатами, наша страна опережает государства Евросоюза в среднем в 5–8 раз, а, например, Германию – в 20 раз. Этот скачок произошел менее чем за двадцать лет. Сегодня совершенно очевидно, подчеркнул Виктор Иванов, что государству необходимо принятие решительных экстренных мер, чтобы предотвратить надвигающуюся национальную катастрофу. В проекте концепции подчеркивается, что в России наркоситуация предопределяется героиновым давлением со стороны Афганистана. Колоссальный поток тяжелых наркотиков афганского происхождения привел к тому, что 90 процентов наших сограждан, страдающих от наркозависимости, это потребители именно афганского героина. В непосредственной близости от России складированы огромные запасы опиатов. По оценкам специалистов, они достигают триллиона разовых доз. Нынешним наркоманам России этого объема зелья хватило бы на 100 лет.
Геополитической особенностью сегодняшней наркоситуации стала глобальная героиновая агрессия. С 2001 года, по данным ООН, производство опиатов в Афганистане увеличилось более чем в 40 раз. А исследование сложившейся в Афганистане ситуации свидетельствует о специализации сфер и технологических этапов производства, то есть о своего рода разделении труда в сфере наркобизнеса. На сельскохозяйственном юге страны, где сконцентрированы международные коалиционные силы и продолжаются военные действия, успешно существуют обильные наркоплантации. В то же время на севере, в провинциях Балх, Бадахшан и на других относительно спокойных территориях, контролируемых «Северным альянсом», осуществляется промышленная переработка южного урожая опия-сырца в героин. Благодаря тесному союзу полевых командиров «Северного альянса» с боевиками «Объединенной таджикской оппозиции» образовался своего рода «аэродром подскока», откуда героин направляется через границу в Российскую Федерацию. Этот союз «Северного альянса» с «Объединенной таджикской оппозицией» передает затем эстафету находящимся в Ферганской долине одиозной террористической организации «Исламское движение Узбекистана» и структурам группировки «Хизб-утТахрир», которые, используя разветвленную транспортную инфраструктуру Казахстана, переправляют наркотики через границу России. Международное многопрофильное сотрудничество в области борьбы с афганским наркофеноменом, к сожалению, малорезультативно. По оценкам ООН, число жертв наркоагрессии, исходящей с территории Афганистана, составляет 16 миллионов человек. Это неоспоримый аргумент в пользу того, чтобы внести в повестку одного из ближайших специальных заседаний СБ ООН предложение о повышении статуса проблемы афганского наркопроизводства до уровня глобальной угрозы международному миру и безопасности.
Граница открыта для всех?
По мандату ООН в Афганистане находятся Международные силы содействия безопасности. Было бы логично определить политико-правовой механизм их действий по борьбе с наркотиками, включить в их обязааности задачи и ответственность по ликвидации инфраструктуры производства наркотиков в Афганистане. Следует также оговорить предоставление Россией транспортных коридоров для сил НАТО в Афганистане, обязательствами по уничтожению посевов, лабораторий, складов и прочей инфраструктуры афганского наркобизнеса. Это бы полностью отвечало интересам российского государства и положило бы начало реальному оздоровлению наркоситуации как в России, так в среднеазиатских и европейских странах. В проекте концепции нашла отражение необходимость принятия экстренных мер по обустройству государственной границы Российской Федерации. 7,5 тысячи километров российско-казахстанского участка границы, по существу, не препятствуют афганскому наркотрафику. Лишь несколько процентов контрабандных наркотиков выявляется на государственной границе! Между тем, как отметил Виктор Иванов, страны Евросоюза отлично контролируют свою внешнюю границу. В результате наркопоток, идущий из Центральной Азии в Западную Европу по так называемому балканскому маршруту, в значительной мере переориентируется на Россию – как через казахстанскую границу, так и через «прозрачную» российско-украинскую границу. Исключительно важным является упорядочение миграционного законодательства. Выдавливаемые из транзитных стран гастарбайтеры все активнее рекрутируются в ряды наркокурьеров. Это подтверждается двадцатипроцентным приростом в этом году числа иностранных наркокурьеров, арестованных в России. Пора перейти к общемировой практике, регламентирующей пересечение государственной границы только при наличии заграничного паспорта.
Наш правовой беспредел – поистине режим наибольшего благоприятствования для наркодельцов. Но это не сказалось на результативности работы сотрудников ФСКН РФ. По сравнению с прошлым годом количество изъятий крупных оптовых партий увеличилось на 64 процента. Это иллюстрирует наряду с повышением эффективности работы правоохранительных органов увеличение героинового давления на нашу страну и расширение масштабов оптовых поставок героина из Азии.
Оптом и в розницу
Наркотики продаются там, где есть потенциальный покупатель. Например, в окрестностях школ и других учебных заведений, дискотек. Необходимо защитить наших детей от наркоторговцев. Пришло время разработать механизм отзыва лицензии у учреждений массового досуга молодежи при выявлении фактов распространения там наркотиков. На заседании ГАК отмечалось, что одной из ключевых характеристик сложившейся в стране наркоситуации остается несоответствие законодательного и правового обеспечения проводимой государством антинаркотической политики. Почти каждое десятое судебное решение выносится по наркопреступлениям. В 2008 году за незаконный оборот наркотиков в нашей стране осуждены 102 тысячи человек, за последние пять лет – более полумиллиона. Наказание должно быть адекватно содеянному, а это уже вопрос «качества» законов. Между тем законодательством никак не выделены и не урегулированы вопросы, связанные с оптовым сбытом наркотиков, когда партии составляют не граммы, а десятки и сотни килограммов. Мелкие распространители, по сути, приравнены к оптовикам.
Речь на заседании ГАК шла и о необходимости создания новой системы учета наркозависимых и вовлеченных в употребление наркотиков. Меры по медицинскому освидетельствованию лиц, работающих на опасных техногенных производствах, неэффективны. Система учета серьезно подорвана. Например, из всех водителей, задержанных ГИБДД в состоянии наркотического опьянения в 2007–2008 годах, а это 1 миллион человек, всего лишь около трех процентов находятся на наркоучете. Статистические данные ведомств с трудом поддаются анализу, поскольку они основаны на разных методиках учета. О реальной ситуации можно судить приблизительно. Международный опыт, в частности опыт США, показывает, что система учета должна не просто соответствовать законодательству и общепринятым нормам общественной морали. Ее корректность необходима для защиты личности. В рамках новой антинаркотической политики необходимо создать действенную систему учета, основанную на современных принципах и методах.
Заглядывая в будущее
В совершенствовании нуждается даже легальный оборот наркотических средств и психотропных веществ. Для предотвращения злоупотреблений в этой сфере необходимо создать нормативно-правовые механизмы, облегчающие доступ нуждающимся в наркосодержащих лекарственных препаратах по медицинским показаниям, а также создать условия для развития отечественного производства наркосодержащих фармацевтических препаратов и субстанций для того, чтобы заместить их импорт.
Новая концепция определяет целью государственной антинаркотической политики искоренение незаконного распространения наркотических средств, формирование в обществе нетерпимости к употреблению наркотиков, повышение уровня здоровья общества. В концепции определены три главных направления: сокращение предложения наркотиков, спроса на наркотики, совершенствование организационного и правового обеспечения антинаркотической деятельности.
Концепция включает в себя видение различных аспектов проблемы, определяет направления общей работы как внутри страны, так и на международной арене. В дальнейшем она станет фундаментом стратегии государственной антинаркотической политики на период до 2020 года.
Член Государственного антинаркотического комитета, первый заместитель председателя Совета Федерации Федерального собрания РФ Александр Торшин выступил с докладом «О состоянии и основных направлениях совершенствования законодательства Российской Федерации в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в области противодействия их незаконному обороту». Он отметил, что отсутствие стратегии межведомственной работы по нормализации наркоситуации, бессистемность профилактических мер воздействия способствовали усилению влияния в различных регионах страны организованных групп, действующих в сфере незаконного оборота наркотиков. За относительно непродолжительный период организованная наркопреступность сформировалась в достаточно мощную силу, которая последовательно принимает все более масштабный характер и опасные формы. Рост наркотизации обусловил и рост общеуголовной преступности. Несовершенство отдельных положений законодательства Российской Федерации, регламентирующего оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, способствует возникновению условий их поступления в незаконный оборот и препятствует выполнению уполномоченными федеральными органами исполнительной власти своих функций. Для успешного преодоления этой проблемы необходимо активизировать разработку проектов законодательных и иных нормативных правовых актов в данной сфере. Страшная правда о наркотиках Экспресс-новости НСНБР